ФЭНДОМ

Лазерно-утюжная технологиятехнология быстрого изготовления печатных плат в домашних условиях при помощи лазерного принтера и утюга.

Технология обеспечивает изготовление однослойных и двуслойных печатных плат с точностью примерно до 0,2 мм. Изготовление занимает до часа времени. Вследствие своей простоты технология получила широкое распространение среди радиолюбителей.

Необходимые материалы и инструменты Править

Для изготовления платы нужны следующие материалы и инструменты:

  1. плата из фольгированного текстолита нужного размера с запасом в 1 см с каждой стороны;
  2. бумага для фотопринтеров, тонкий глянцевый лист бумаги из любого журнала (напечатанное на нём не имеет значения) или подложка от самоклеящейся плёнки;
  3. газетные листы;
  4. мелкая наждачная бумага;
  5. спирт или растворитель для обезжиривания; ( не советую использовать !!! http://avr123.nm.ru/06.htm )
  6. ванночка с раствором для травления (азотная кислота, хлорное железо, персульфат аммония)
  7. растворитель для снятия тонера (жидкость для снятия лака для ногтей, ацетон, уайт-спирит или др.)
  8. лазерный принтер;
  9. электрический утюг с алюминиевой подошвой;
  10. пинцет или зажим.

Процесс Править

Для изготовления ПП на компьютере подготавливается позитивное зеркально отражённое изображение слоя металлизации. Берётся бумага, у принтера отключается режим экономии тонера, если он есть и ставится максимальная жирность печати. Подготовленное изображение распечатывается на глянцевой бумаге в масштабе 1:1.

Берётся лист фольгированного текстолита нужного размера (обрезается при необходимости) и обрабатывается мелкой наждачной бумагой (например, нулёвой), затем обезжиривается в спиртовой ванне или протиранием ватным тампоном. Подготовку поверхности также можно производить бытовым чистящим средством в виде порошка (протереть) или геля (нанести и подождать).

Далее заготовка кладётся на ровную твёрдую термостойкую поверхность фольгированной стороной (на которой будут дорожки) вверх, и к ней прикладывается распечатанный лист стороной с рисунком к плате. Сверху также накладываются 4 слоя газетной бумаги.

Утюг включается на максимальную температуру, и, когда нагреется, ставится на заготовку на 30 секунд. После этого можно поднять газету проверить, равномерно ли начала приклеиваться бумага с изображением к плате. Если всё в порядке, то далее нужно гладить плату в течение 5 минут. Затем газета убирается и плата оставляется остывать естественным образом. Остывшая плата ставится под струю тёплой воды или в ванночку. После 5-минутного отмачивания бумага аккуратно стирается с платы, например пальцами. Если нужно сделать двухстороннюю ПП, то следует повторить все операции до этого момента для второй стороны.

Плата с нанесённым рисунком дорожек опускается пинцетом в раствор для травления, это может быть азотная кислота или хлорное железо. При этом ни в коем случае нельзя допускать попадания едкого раствора на кожу и слизистые оболочки (при попадании промыть и обратиться к врачу) и, тем более, попадания внутрь!

При этом следует наблюдать за процессом травления, чтобы не перетравить. Протравленная плата вынимается пинцетом из ёмкости и промывается водой. Может потребоваться дотравить плату, тогда действия следует повторить начиная с опускания в раствор для травления.

Далее плата очищается от тонера тампоном с растворителем, жидкостью для снятия лака, или подобным средством.

После этого производится сверление отверстий, залуживание контактных площадок и непосредственная пайка схемы.

СсылкиПравить